Программе «Пока все дома» исполнилось 20 лет. Шесть из них существует рубрика «У вас будет ребенок». Благодаря ей 240 малышей уже нашли свои семьи. «Телесемь» встретилась с родителями, решившимися на усыновление.
Два года на раздумья
Ирена Залуцкая, в прошлом воспитатель детского сада, и Виталий Клюквин, работник теплосети, из Псковской области сейчас воспитывают четырех приемных детей. Пятилетние Гоша и Анечка, восьмилетняя Иришка и ее пятилетний братишка Ванечка уже называют их мамой и папой и помогают нянчить сестричку Милану, которая появилась на свет три месяца назад. Через год после прихода в семью первых двух детишек Ирена оставила работу. – Однажды в программе «Пока все дома» рассказывали о девочке с больными ножками, тогда впервые мы и задумались на эту тему… Ведь как посмотришь в детские глаза, трудно пройти мимо, – рассказывает Ирена. – Но решились мы не сразу. Два года прошло с момента, как впервые возникла мысль взять ребенка. Когда сын Дмитрий ушел в армию (сейчас ему 22 года. – Прим. «Антенны»), мы бродили с мужем по дому бесцельно, непонятно было, для чего живем. Вот и вспомнили о программе и подумали: может, действительно кому-то пригодимся? В первый раз очень страшно было. Со своим-то ребенком все понятнее. А ребенку из детдома взрослые уже нанесли травму, и он, несмотря на свой возраст, много пережил…
Что такое «киви»
– Бог помог, что Гошенька, которого мы взяли первым, оказался золотым ребенком. Мы намыли его, переодели в домашнее – и он запах домом! «Мамино солнышко» его называем: и на стол накрыть может, и сложить носочки после стирки. А еще коммуникабельный, ласковый, да и красавец – высоченный, кудрявый. С ним нас сюрприз ожидал: он с мужем родился в один день, на Крещение. После первого усыновления страха сильного не осталось, и мы взяли еще троих детей! …Только этим летом Гоша перестал спрашивать: «А я это ел?» Не понимал раньше, что за блюдо перед ним, какие овощи-фрукты. Мы и с другими детьми изучали вместе, где яблоко, а где груша, киви уже сложнее запоминали. Папа купит фрукты – мы смотрим, знакомимся.
Такие разные характеры
– Гоша мне всегда помогает, а вот Анюта – папина дочка. Любит с машиной возиться, играет с инструментами. Маленькая, кругленькая – колобок на ножках наш. Иришка тяжелее всего привыкала: она постарше, единственная школьница среди наших дошколят. Недели две говорила «папа» уверенно, а меня никак не называла. А потом начала потихоньку: «мамуля»... Замечательно, контакт есть! Уже четыре месяца прошло, а она все боится что-то сказать неправильно, робеет. Я объясняю: «Ничего страшного, мы все не боги, ошибается каждый». Поначалу любила жаловаться: «Ваня наступает на ногу». «Что ты хочешь, чтобы я сделала? Попробуй разобраться сама», – отвечаю я ей. С Ванечкой они из одной семьи, он ее младший брат. Тоже помощник растет. Только вот ругался иногда, но мы предложили записывать все произнесенные слова, мол, потом книгу издадим. Так и отучили. Конечно, и я могу на детей голос повысить, я же не мать Тереза и, например, за двойку могу и поругать. Когда дети ссорятся между собой до драки, расставляю четверых по углам. И агитирую будто: «А давайте мама будет бить папу, раз этим можно что-то решить». Смеются, потому что такого быть не может. Видят, что по-другому стоит разбираться в конфликтных ситуациях, и уже так не делают... Знаете, вот говорю, что ставлю их по углам... а жалко их, сил нет! Ведь их вины в таком поведении мало: нет плохих детей, есть дурные родители! ...Мне хочется дать им самое лучшее, тут главное – не избаловать. Знаете один из главных принципов врачей? Не навреди. Вот так и мы стараемся воспитывать. А вот в ласке отказывать – грех. Живем как нормальные обыкновенные семьи. Целуемся на ночь – «Спокойной ночи!» – и утречком. Нам со всеми ними повезло: ласковые. Ребенка ведь вырвали пусть и не из благополучной, но знакомой среды. Ему все с трудом поначалу дается, а потом – раз – блеск в глазах появляется!
Подсказка свыше
Надежда и Андрей Голдыревы (Пермская область) увидели Ивана Баркина, который жил в детском доме в Челябинске, в программе «Пока все дома» в начале марта. А уже через три месяца он переехал в Пермскую область. В семье Голдыревых есть и родная дочь Анечка, ей 15 лет, но она родилась с заболеванием ДЦП, не говорит и не слышит. – Сначала я хотела девочку, – поделилась Надежда. – Но их все не показывали и не показывали в программе. Тогда подумала: «Может, свыше подсказывают обратить внимание на мальчика?» Как только осознала это, увидела Ваню. Внутри что-то екнуло. Мы с мужем сразу поняли: «Наш ребенок». 24 марта Голдыревы уже были в Челябинске. Они приехали в детский дом, чтобы познакомиться с Иваном. У Андрея и Вани и характеры похожи, и даже дни рождения с разницей всего в несколько дней: 29 декабря – у папы, 2 января – у сына. – Я рада, что мы взяли ребенка накануне летних каникул, – добавляет Надежда. – Период адаптации пришелся на это время. Ведь поначалу были и слезы, и обиды. У Вани же появились новые обязанности, дисциплина стала построже, а ему очень это не нравилось. Ругались. Зато сейчас Иван родителей радует. По окончании первой четверти у него всего две четверки – по русскому языку и литературе. Хотя раньше учился с тройками. Ходит на танцы, занимается в театральной студии и в секции баскетбола.
Близнец из детдома
Елена Толченицина, повар из Сургута, раньше жила вдвоем с девятилетним сыном Даниилом. Мужа не было, а большую семью очень хотелось. – Мы с сыном «Пока все дома» смотрели регулярно, – говорит Елена. – Но выпуск, когда показали Андрея, пропустили. Потом дома зашла на сайт «Видеопаспорт», долго его листала и вдруг наткнулась на ребенка, один в один похожего на моего. Показала фото Даниилу. Сомнений по поводу Андрея уже не было, и мы поехали в Челябинск, в детский дом, знакомиться. В начале июня Толченицины забрали мальчика в Сургут. Друзьям Даниил представил Андрея как брата, пополам разделил с ним игрушки. Те, кто не знал про усыновление, называют мальчиков близнецами. Андрей сразу влился в семью, – Атмосфера у нас теперь совсем другая, – добавляет Елена. – Ребята целыми днями вместе: играют, веселятся, помогают мне по хозяйству. Не нужно бояться брать детей из детских домов. Они не виноваты, что жизнь так сложилась. Пока семья Толченициных живет в однокомнатной квартире. Елена купила детям спортивную стенку и двухъярусную кровать. Но уже в следующем году планирует взять в кредит трехкомнатную квартиру, чтобы у каждого сына был отдельный уголок.
Мария ЦАПОВА
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Фото Светланы ГАВРИЛОВОЙ
|