Мы в социальных сетях


Голосование

Вы счастливы в браке?
 

Последние комментарии


Александр Невзоров: я научил лошадь читать и писать

Валентин ЗВЕГИНЦЕВ, Алиса УГЛОВА
 
На лошадях ездят во всех смыслах. Их дрессируют. Их едят, в конце концов. А они, оказывается, такие же разумные, как и люди.
В пятницу на «Первом канале» фильм «Манежное лошадиное чтение». Поверить в то, что происходит на экране, – сложно: лошадь читает и пишет!

О чем фильм?

В начале ХХ века в Германии появилась методика обучения лошади. Точнее, появилась она еще в XVI веке, но тогда авторов признали пособниками дьявола и убили. Спустя годы немецкий коммерсант Карл Кралль возродил и дополнил методику. К слову сказать, опыты эти вновь раздражали – теперь ученых, которые пытались доказать, что Кралль – мошенник. Не доказали. Однако заявили о методе Кралля: «сие есть недоказуемо и невероятно». С тех пор прошло чуть менее века, и вот способности лошадей вновь развивают.
Конь Као – подопечный Невзорова – умеет и читать, и писать, и считать. Более того, может попросить вкусную еду или лишнюю попону.

К ответу!

Накануне премьеры фильма «Телесемь» поговорила с Александром Невзоровым.
– Александр Глебович, я смотрел и не верил…
– Нормальная реакция.
– И тем не менее первый же вопрос: как лошадь это делает-то?
– Автор методики, тот, о котором снят фильм, – Кралль, – искал ответ в мистике. Я в мистику не верю, а потому пошел учиться – заниматься нейроанатомией. Кстати, подтолкнула меня к этому Наталья Бехтерева, которая, посмотрев мои первые уроки, сказала: «Саша, вам надо заниматься мозгом». Поскольку у нас есть прекрасно изученный человеческий мозг, мне пришлось заниматься и учиться на нем, а потом уже на лошадином. Так вот выяснилось, что у нас очень много одинакового, более того, лошади во многом нас превосходят… Я не буду грузить вас всеми сложностями, но, если вы зададите мне какой-нибудь умный вопрос о мозгах, с удовольствием отвечу… Или могу подсказать умный вопрос.
– Да! Я в мозгах, извините, мало что смыслю…
– Ну вот, например, вы можете сказать: а как же соотношение массы мозга и массы тела? Это считается одним из основных показателей, чтобы определить, разумно существо или нет. Считается, спрашиваете вы у меня, что у человека это соотношение такое, что мы – уникальны?
– Вот! Вопрос буквально с языка сняли.
– А! Тогда я вам отвечаю: дорогой мой, это миф! Мы по этому индексу не попадаем даже в первую десятку! Нас намного опережают колибри, мыши, крысы, что особенно обидно – какая-то бурозубка, ряд мелких приматов. При этом надо не забывать, что 8/10 мозга отвечает за все физиологические процессы! У желудка мозгов нет, он не знает, что ему делать. То есть на разум остается незначительная масса мозгового вещества. И вот когда я начал заниматься нейроанатомией, понял секрет лошадей Кралля – о том и фильм.
– То есть?
– Это, считайте, экранизация цитаты Эйнштейна: «Разум, единожды раздвинувший свои границы, никогда не вернется в прежние». И благодаря методике Кралля мы узнали, что не одни обладаем разумом.

Мы – не муравьи

– Хорошо, давайте вернемся к фильму… Вы даете коню задание, и он начинает его выполнять. Он берет букву и… не ставит ее на пюпитр, а держит в зубах. Вы буквально отнимаете ее у него. Почему?
– Некоторые он отдает сразу. И потом, он же не видит мою руку. Представьте себе особенности зрения лошади: она же не видит, что у нее около рта происходит. Это то же самое, что вы поднесете руку к кадыку – вы ее не увидите. И еще – если ждать, пока Као отдаст каждую букву, то процесс превратится в мучительно долгий, в частности и для съемки.
– Процесс обучения прогрессирует? То есть чем дальше, тем быстрее?
– Да, конечно.
– И какова конечная точка обучения.
– Не знаю. Честно говоря, это еще ни у кого не получалось. И потом, понимаете, как ни странно, животное в процессе обучения лошади вторично. В первую очередь человек открывает для себя новые возможности интеллекта.
– И что самое сложное?
– Начальный этап, когда нужно объяснить животному, что ты – разум­ное существо, ведь изначально они нас таковыми не воспринимают.
– То есть?!
– Это обосновано зоологически: они не считают представителей другого вида разумными. Ну, например, это то же самое, что вам бы не казался разумным огромный муравей, в распоряжении которого вы бы оказались. И вот необходимо доказать коню, что в твоих поступках есть логика, смысл, что звуки, которые ты издаешь, что-то означают.
– Удивительные вещи вы рассказываете!
– А что тут удивительного? Профессор Гайворонский, когда мы с ним изучали мозг лошади, говорил, что если бы у человека кора головного мозга была такой же толщины, то каждый был бы Эйнштейном. Но одно дело – иметь разум, другое – иметь возможность его реализовать. Вот на секунду представьте себе, что у человека передние конечности были другой формы – без способности к мельчайшей мелкой моторике и пластике… никакой цивилизации не было бы!

Умному глаз не выбьют

– У вас много лошадей, но учите вы только двух. Они с остальными ведут себя как обычно или немного иначе?
– Они у меня мало контактируют друг с другом… Знаете, когда в лошадь вложено столько трудов, ее не будешь подвергать риску случайных и непременных травм, которые возникают от общения лошадей друг с другом. В табунной игре откусить ухо или выбить глаз – нормальное дело… Тут поневоле создаешь для них тепличные условия.
– То есть у этих двух лошадей нет возможности почувствовать превосходство, мол, я умнее…
– Нет. Думать так было бы домыслом.
– А лошадь может быть посредником между вами и другими лошадьми и объяснить вам, что кому-то другому тепло, холодно или он хочет есть?
– Не пробовал… не знаю.
– А у самого коня не возникает желания при встрече что-то вам рассказать, что-то попросить… ведь он умеет это?
– Ну, во-первых, для этого необходимо, чтобы был полностью готов пюпитр с буквами. И потом, мои лошади очень дисциплинированны, и без просьбы начать что-то делать никто ничего не начинает. Единственное, что было, и этот момент вошел в фильм, когда конь Као вдруг написал «Као смеяться». При этом его смех – это не смех в нашем понимании, это такая реакция на глупость.

Жестокости нет

– В фильме меня поразило большое количество жестоких кадров...
– Это каких?
– Ну, например, кровь лилась рекой.
– Да какой рекой?! Да мы все были поражены, что у нас всего две банки крови ушло на кино. Две четырехлитровые канистры на фильм – это вообще ничто!
– Тем не менее детям фильм не хотелось бы показывать.
– Почему, что там такого-то?
– Ну как же! И шею перерезают, и после выстрела у человека внутренности вылезают…
– Так, и что?
– Своему ребенку я бы это не показал.
– Невозможно показывать историю в урезанном виде… Если бы мы хотели жестокости… вспомните «Чистилище» – я умею кишки на гусеницы наматывать. И то, что у нас в фильме, – это пример высочайшей сдержанности в этом вопросе!

Чего мы не ждали от лошади

В фильме «Лошадиное манежное чтение» конь Као демонстрирует очень разумное поведение.
Невзоров показывает некий предмет и просит его назвать. Као смотрит, потом начинает из букв выкладывать «блестящий камень» (алмаз).
Учитель просит внимательно посмотреть на слово в книге и выложить его же из табличек. Као справляется.
Если коню задать конкретный вопрос (холодно ему или тепло), он отвечает.
Животное может выражать эмоции. Например, в ответ на одну из фраз Невзорова конь неожиданно написал: «Као смеяться».
Ради того, чтобы «поговорить» с учителем, рассказать ему о своих желаниях, конь готов стоять у пюпитра часами.

Разум – что-то непостижимое

Александр Невзоров считает, что снял фильм не о лошадях, а о людях, которые пытаются раздвинуть рамки сознания и не спорят с мыслью, что мы – единственные обладатели разума. Впрочем, что такое разум? Зависит ли интеллект от объема мозга?
В фильме «Манежное лошадиное чтение» есть сюжет о так называемом лорде Минимусе, чей мозг весил всего 300 граммов (у нормального взрослого человека масса мозга от 1300 до 1500 граммов), и при этом Минимус был талантливейшим человеком, проворачивающим такие авантюры, до которых человек с нормальной массой мозга и не додумался бы!

КСТАТИ!

Вес мозга у мужчин и женщин довольно сильно различается! Мужской мозг в среднем на 100 – 200 граммов тяжелее женского. Правда, на умственные способности, по заключению врачей, это не влияет.

Парад пристрастий

Какое животное самое умное?
Сергей Бабаев («Другие новости», «Первый канал»):
– У меня живет крыса Анфиса, так вот она очень умная и хитрая.
Александр Невский («Танцы со звездами», «Россия 1»):
– Колибри – по соотношению массы мозга к массе тела.
Ольга Бакушинская («Скандальная жизнь» с Ольгой Б.», ТВ Центр):
– Собака. Она обладает высшим разумом.
Мария Кожевникова, актриса («Универ», ТНТ):
– Попугай.
Николай Басков, певец:
– В океане я плавал с дельфинами и почувствовал, что это очень умные животные.
Анжелика Варум, певица:
– Кошка, она всегда себе на уме.
Евгений Дятлов, актер:
– Обезьяна, не зря же мы от нее произошли.
9 апреля, Первый канал, Манежное лошадиное чтение
Фото Лидии НЕВЗОРОВОЙ, из архивов пресс-служб



Поделись с друзьями






Новости партнеров


Популярное

Читайте также



Добро пожаловать
на официальный сайт
Телесемь
Сейчас 386 гостей онлайн