Мы в социальных сетях


Голосование

Вы счастливы в браке?
 

Последние комментарии


Кино народного единства

 
В праздничный день на «Первом канале» – большие премьеры: фильмы «12», «1612» и «Исчезнувшая империя».
4 ноября отмечается у нас как День народного единства с 2005 года, – говорит Александр Боханов, доктор исторических наук, Институт российской истории РАН. – Но это праздник не новый. До революции он существовал на протяжении столетий как День Казанской иконы Божией Матери. В 1612 году с церковным праздником совпало освобождение Москвы от иностранных оккупантов. С тех пор день приобрел дополнительное значение и масштаб. Смутное время ушло, но не исчезло. Ведь история – это наши корни, основы нашего самосознания. Во Франции, например, не все помнят подробности биографии Жанны д’Арк, но все знают, что она боролась за свободу родины.
7 ноября было переименовано в День согласия и примирения – найдена формула, которая объединила всех. Считаю, это лучше, чем День революции – раскола и противостояния.
Я видел по телевизору рекламный ролик фильма «1612» и посмотрю его с интересом. Хорошо, что сейчас снимается историческое кино, возвращающее к истокам. А вот концепцию фильма «12» я не принимаю. Это оправдание одних через осуждение других. Такая идея не приведет к единству и согласию.

«1612»: МОЛОДЕЖЬ ЛЮБИТ БЛОКБАСТЕРЫ

«1612»: На престоле – Лжедмитрий. Беглый холоп Андрей включается в борьбу с польскими аккупантами. Возглавляет ее князь Пожарский (Михаил Пореченков). Рядом в кадре воевода (Марат Башаров)

Владимир Хотиненко, режиссер фильма «1612»:
– Идею фильма о Смутном времени я вынашивал около тридцати лет, с тех пор как окончил Высшие режиссерские курсы. Тема была интересна, потому что в начале ХVII века на Руси шли процессы, похожие на те, что проходили в нашей стране в 80-е и 90-е годы ХХ века.
Тему фильма я раскрывал через историческую фантазию. Потому что при изучении документов столкнулся с такой вещью: что ни источник – то своя точка зрения. Не зря же говорят: «Врет как очевидец». В то же время готов доказывать: неправды в фильме нет. Некоторые сцены реконструированы максимально точно. Например, присяга польского королевича Владислава, гулянья с чудищем на колесах, устроенные для народа Лжедмитрием, убийство Годуновых, да и сами выборы царя.
Если бы делал фильм для себя, он был бы другим. Но я снимал для молодежи, а она любит блокбастеры – фильмы с размахом, обилием визуальных эффектов. Для исторического кино этот формат подходит. Мне понравилось, и я с удовольствием снял бы еще несколько таких картин.

«12»: ВОПЛОЩЕННЫЕ В ТЕЛЕ

Никита Михалков, режиссер, актер, создатель фильма «12»:
– «Первый канал» покажет телеверсию фильма. В эти 4 серии вошли сцены, специально снятые для телевизора, а не составленные из обрывков того, что не вошло в кинокартину. Это другой жанр: он менее динамичен с точки зрения монтажа, но более полон с точки зрения литературы. Там ярче раскрыты характеры, больше пространства, большее поле, чтобы выговориться и актерам, и авторам. Телевизионная версия – в каком-то роде романное повествование. Она для домашнего просмотра. Одно дело – идти, надев пальто, в кинотеатр, и другое – смотреть, сидя на кухне или на диване, завернув ноги в теплый плед. Это как взять в руки хорошую книжку, читать ее под лампой в тепле и размышлять о ее содержании. И картину домашнего просмотра я представляю себе именно так. Это как раз некая расшифровка определенных вещей. То, что мы недоговаривали в кино, мы здесь договариваем до конца.

«ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ»: БЕЗ НОСТАЛЬГИИ

«ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ». 70-е годы прошлого века. СССР. Москва. И студенческий любовный треугольник: два парня и девушка

– Во времена переломов, когда люди живут как на вулкане, возрастает интерес к фильмам об эпохе застоя – таким, как «Исчезнувшая империя», – комментирует историк Александр Боханов премьеру фильма Карена Шахназарова. – Те годы ассоциируются у значительного числа людей со стабильностью и вызывают ностальгию. Показ данной картины накануне Дня народного единства, с точки зрения этой части аудитории, – очень верное решение.
Карен Шахназаров, режиссер фильма «Исчезнувшая империя»:
– Я снимал фильм не о Советском Союзе, а о людях, которые в нем жили. Убежден, что империи гибнут на уровне частной жизни людей, а не большой политики. И проявляется это в незначительных на первый взгляд вещах. Для меня появление в моей школе рок-группы гораздо более показательно в истории исчезновения СССР, чем те явления, о которых пишут историки.
«Исчезнувшая империя» – не фильм-ностальгия. Я делал кино не о своей молодости, а о молодежи семидесятых. Хотя я тоже в те годы мечтал слушать новинки рок-н-ролла, носить джинсы и читать роман «Мастер и Маргарита».
Уже сегодня, как оказалось, легче отыскать стул позапрошлого века, чем мебель брежневских времен. Например, для съемок мы так и не смогли достать кассетный магнитофон.
Тоски по эпохе застоя во мне нет. Но я понимаю, что чем сильнее будет отдаляться тот период, тем больше будет желающих придать ему романтический флер.

ДАЕШЬ ВЫХОДНОЙ!

Показ хороших фильмов – лучшее, что может сделать телевидение в праздничные дни. Таким образом оно привлечет внимание к дате, отношение к которой еще не устоялось.
Ирина Тартаковская, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
– Как показывают опросы социологов, далеко не все россияне знают, что это за дата такая – 4 ноября. Но отмечать сегодня годовщину Октябрьской социалистической революции 7 ноября было бы довольно странно. А к лишнему выходному в ноябре народ привык, и если его забрали бы, это вызвало бы обиду. Вот и нашли выход: сделали праздничным день, лишенный коммунистических ассоциаций.
Дата 4 ноября взята, грубо говоря, с потолка – говоря о ней, вспоминают, что в этот день Москву освободили от польских интервентов. Но никакого освобождения не было – произошла рядовая стычка в Кремле. И польские интервенты – уж совсем малоактуальная сейчас тема. Это не День Победы, который многими воспринимается как личный праздник, а средневековое событие. С тем же успехом можно было бы начать бурно праздновать Куликовскую битву – это по крайней мере серьезное мероприятие.
Приживется новый праздник или нет – сказать трудно. Скорее всего 4 ноября будет восприниматься как очередной выходной, подобно Дню конституции и другим политическим праздникам, которые позиционируются как вечные.

ПАРАД ПРИСТРАСТИЙ

Что бы вы показали в этот день?
Андрей Бахметьев, («Пока все дома», «Первый канал»):
– «Они сражались за Родину».
Александр Беляев, ведущий метеопрогнозов (НТВ):
– «Иронию судьбы...». Тогда все бы сидели у экранов, праздновали и ностальгировали.
Ксения Туркова («24», РЕН ТВ):
– «Остров» Павла Лунгина. И фильм, и праздник связаны с православием.
Олег Газманов, певец и композитор:
– «Кавказскую пленницу» Леонида Гайдая.
Марина Голуб, актриса:
– «Покаяние» Абуладзе, и «Андрей Рублев» Тарковского.
Владимир Фокин, кинорежиссер («Сыщик», «ТАСС уполномочен заявить…»):
– «Отец солдата».
Екатерина САЛТЫКОВА, Оксана ТРУХАН, Денис УШАКОВ
Фото Милены БОТОВОЙ


Поделись с друзьями






Новости партнеров


Популярное

Читайте также



Добро пожаловать
на официальный сайт
Телесемь
Сейчас 309 гостей онлайн