Мы в социальных сетях


Голосование

Вы счастливы в браке?
 

Последние комментарии


Михаил Ефремов: дочерям на ночь пою Окуджаву

 
Многодетный отец и актер считает, что занимается счастливой профессией.

Досье

родился: 10 ноября 1963 года в г. Москве
образование: Школа-студия МХАТ
карьера в кино: «Королева Марго», «Граница. Таежный роман», «День выборов», «Жесть», «12» и др.
телекарьера: с ноября 2009 года ведущий программы «Жди меня»
семейное положение: женат, шестеро детей
предпочтения
безалкогольный напиток: квас
алкогольный напиток: двойной Jameson (виски) и много льда
писатели: Чехов, Платонов
спорим, вы не знали, что… в детстве Михаил очень хотел стать Маршалом Советского Союза с одной-единственной целью: чтобы принимать парады на Красной площади.

– Михаил, в сериале «Гаражи» вы сыграли следователя, который ищет угнанный автомобиль. Напрашивается аналогия с ролью вашего отца в фильме «Берегись автомобиля».
– Разумеется, у нас получилось юмористическое воспоминание.
– Однако уже давно прошли те времена, когда вас по поводу и без повода сравнивали с отцом. Вы самостоятельная величина.
– И плохо, что не сравнивают. Могу объяснить почему. Откуда пошел театр, все это наше актерское кривлянье? Из церкви (я имею в виду средневековые религиозные мистерии) и с площади. Балаган – торговцы завлекали народ на свои ряды. Так вот я с площади – шут, скоморох, а Олег Николаевич из церкви – жрец. Задумайтесь: отец не сыграл ни одной отрицательной роли! Ни одного плохого человека ни в кино, ни в театре.
– Но ведь любому актеру гораздо интереснее играть злодеев, они дают больше простора для творчества.
– А он не актер был, а человек в первую очередь. Это мощнее, чем просто актер. Наверное, он мог сыграть отрицательного героя, и ему, естественно, поступали такие предложения. Но его человеческое, интеллигентское начало протестовало против таких ролей, и он отказывался. А если проще, то времени не хватало.
– А от чего отказываетесь вы?
– Я мало от чего отказываюсь. И не понимаю, почему я должен это делать. Актерство – это работа, ремесло, за которое платят деньги. Представьте себе фрезеровщика, который скажет: это я буду делать, а вот это ни за что! Его тут же уволят.
– Некоторые ваши коллеги по актерскому цеху говорят: «Я ни за что не снимусь в низкопробном сериале!»
– Есть такие, да.
– Это тоже «кривлянье»?
– Ну почему? Может быть, у них такое обалденное достоинство. Все люди разные. Меня вот это нисколько не стремает. Потому что жизнь, общение с людьми, которое происходит на съемочной площадке, гораздо интереснее и важнее, чем работа.
Знаете, сериалы – это не самое плохое, что у нас есть. Я вот с удовольствием посмотрел «Школу», например. Отличный сериал! И вся эта шумиха, которую вокруг него подняли в прессе, мне нравится. Настоящее художественное произведение должно по-настоящему задевать. Я лично не видел ни одного человека, которого «Школа» возмутила бы до глубины души.

Секрет органики

– Вы сыграли много разноплановых ролей – от маньяка до танцовщицы – и везде невероятно органичны…
– Работа у меня такая, скажу вам без всякого кокетства. Это к начинающим актерам, мальчикам или девочкам, вопрос: нравится роль или не нравится? У меня уже нет таких переживаний по поводу роли, тем более в моем возрасте. Совершенно не важно, кого ты играешь – балерину или маньяка. Как сказал Олег Палыч Табаков, я занимаюсь любимым делом, люблю кривляться, а если за это еще и деньги платят – вообще здорово! Так что у меня счастливая профессия. И сам процесс лицедейства у меня не поддается никакому анализу. Получится как с той сороконожкой, которая задумалась, с какой же ноги она пошла, и остановилась. Мысль изреченная есть ложь.
– И все-таки влезть в шкуру балерины, точнее – в балетную пачку…
– Меня на это уговорил Гриша Константинопольский, замечательный автор с не очень счастливой режиссерской судьбой. После фильма «Восемь с половиной долларов» он молчал лет десять, а потом снял «Сказку» с Никитой Пресняковым, Даниелем Ольбрыхским, Светой Ходченковой и другими актерами. И я там тоже сыграл женскую роль. Но «Сказка» в прокат не вышла, не хватило денег. И оттого, что все так совсем не блестяще складывалось, он быстро написал несколько новелл, почти не связанных между собой, и так получился малобюджетный фильм «Кошечка». Но новеллы потрясающие! Идея одной из них, так и оставшейся за кадром, – рассказ журналиста, которого друзья-космонавты забыли на Луне, улетев на Землю за водкой. Фильм снимался очень быстро, потому что работали над ним люди, которые очень хорошо знали друг друга по жизни. Свои люди.
– А это не мешает работе?
– Наоборот, дико помогает! Чем ближе мне человек, с которым я работаю, тем проще – не нужно ничего никому объяснять, почему я сделал так, а не иначе, он все поймет без слов. Может, в этом и секрет моей органики, о которой вы говорите.
– Вы сами ощущаете себя талантливым актером?
– Ну что вы... Гениальные актеры для меня – это Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев...
– После «Шарманки» по Платонову, которую вы ставили в «Современнике», вы не выступаете в качестве режиссера. Больше вас это дело не увлекает?
– Увлекает, конечно, но мне надо сниматься, потому что это более выгодно – шестеро детей как-никак. Но задумки уже появились. Может быть, следующей работой будет «Мещанин во дворянстве» Жана Батиста Мольера.
– Недавно вы обмолвились, что как актер вы с режиссером Михаилом Ефремовым никогда бы не работали.
– Не то что работать – я бы с ним за один стол не сел! Орет, руками размахивает, объяснить толком ничего не может. Актеры меня не понимают. Да я и сам себя не понимаю. Но иногда на меня что-то находит, и я начинаю напрягать старых друзей, заставляю их работать, и они почему-то ведутся на это. С другой стороны, приятно – мы долго делали «Шарманку», и ей сопутствовал определенный успех.
– Для многих зрителей вы – олицетворение русского актера, а чеховский «Вишневый сад» – самая «русская» пьеса. Кто из ее героев вам ближе всего сейчас?
– Раневская, конечно. Иногда – Лопахин. Но скорее всего – Фирс. Чехов – это вообще такой космический автор. У него и прохожего показать не стыдно. Когда играешь другие вещи, всегда отдаешь себе отчет, хорошо сыграл или нет. А после «Чайки» я никогда не понимал, что вообще было.

Нормально – это хорошо

– Что еще есть в вашей жизни кроме театра и кино? Сказки дочкам на ночь успеваете рассказывать?
– Анне-Марии редко рассказываю, она уже большая и живет не со мной. А Верочке и Наденьке – чаще. Если нужно, чтобы они поскорее заснули, рассказываю им одну сказку – она на всех действует безотказно! Это про Оле-Лукойе, который летает по ночам, и если не будешь спать, он откроет перед тобой дырявый черный зонт... А если будешь паинькой, он достанет другой, волшебный зонт – и ты будешь практически в 3D смотреть чудесные сны. Когда я был маленький, мне эту сказку тоже рассказывали. А еще я укачиваю своих девчонок под песню Окуджавы «В поход на чужую страну собирался король». Им нравится.
– В июле вы стали отцом в шестой раз, теперь у вас три сына и три дочки. С кем сложнее – с мальчиками или девочками?
– Разница в воспитании, конечно, есть. Девочки нежнее, они более зависимы от обстоятельств. Мальчики – нет. Если после драки не вытер кровь и не пошел дальше, какой же ты пацан?
– То есть вы сыновей воспитываете более жестко?
– Я вообще воспитываю детей невмешательством. И чем реже я их вижу, тем лучше. Я не могу быть для них примером для подражания.
– Олег Николаевич тоже вас так воспитывал?
– Отец меня не воспитывал, он у меня был. Родители не могут воспитывать детей, это все бред. Детей нужно просто любить, и все!
– А на двойки, например, как реагировать тогда?
– Да никак! У меня второй сын, Николаша, недавно попал в милицию, я его на месяц подверг остракизму. И, по-моему, ему эта мера была совершенно по барабану. Хотя, думаю, некоторое понимание того, что повторять этого не следует, все-таки пришло.
– Николай, похоже, пошел по вашим стопам и снялся в кино, в сказке «Книга мастеров». Вы видели? Что скажете?
– По-моему, неплохая работа, я порадовался за Колю.
– А для вас важно было родительское одобрение?
– У нас в семье было не принято такие слюни распускать. Когда папа говорил одно слово – «нормально», – это и было для меня высшей похвалой. А слов «Отлично сыграл, сынок! Молодец, горжусь!» никогда не было. И папа никогда не качал меня в детстве на коленочках, потому что для отца главным в жизни был театр.

Вся жизнь – кризис

– Продюсер «Гаражей» Денис Евстигнеев вспоминал, как его отец днями напролет возился со своей обожаемой машиной в гараже и был там абсолютно счастлив и свободен. А у вас есть такое место?
– Да! Планета Земля!
– Кино – это своего рода машина времени, вы как актер побывали в разных эпохах. В какой вам было комфортнее?
– Я буду банален – мне комфортнее жить здесь и сейчас.
– Женщины очень боятся мужских кризисов 40 лет, когда вдруг распадаются семьи и жизнь резко меняется на 180 градусов.
– По-моему, это все очень надуманно. У меня вся жизнь – это кризис! А как же иначе? Иначе неинтересно жить. Зачем же нас Бог сюда послал? Чтобы мы только получали? Нет, мы должны что-то преодолевать и отдавать. Это закон жизни такой – чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Это абсолютная правда. Я иногда даже экспериментировал с этим и всегда получал результат. Для себя назвал это праздником больших чаевых. Время от времени я оставляю в ресторане действительно большие чаевые. И через пару дней мне приходит интересное в финансовом смысле предложение. Не раз замечал это.
– Вы верите в судьбу или вы рационалист?
– Я верю в Бога. Это самое рациональное, что только есть!

Блиц-опрос

– Если машина, то...
– Mercedes.
– Если животное, то...
– Никакое! У меня на них аллергия.
– Если парфюм, то...
– Christian Dior.
– Если время года, то...
– Осень. Все по Пушкину!
Понедельник, Первый канал, Жди меня
Ирина ВИС, Елена ВЛАДИМИРОВА, Денис УШАКОВ
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Фото PersonaStars, PhotoXPress, Бориса КРЕМЕРА, «Первого канала»



Поделись с друзьями






Новости партнеров


Популярное

Читайте также



Добро пожаловать
на официальный сайт
Телесемь
Сейчас 619 гостей онлайн