Мы в социальных сетях


Голосование

Вы счастливы в браке?
 

Последние комментарии


Новый старый Большой

Дина БАБАЕВА, Юлия ЕЛИСЕЕВА
 
28 октября театр наконец откроется после реконструкции. Ремонтные работы длились шесть лет.
О том, как шло восстановление, «Телесемь» рассказал Михаил Сидоров, представитель компании-генподрядчика.
– Мы все восстановили в точности, как это было задумано Альбертом Кавосом, но сделали суперсовременную техническую начинку. Ткань, использованная в убранстве царской ложи, – уникальная. Когда мы снимали обшивку со стен, нашли истлевший кусок старинного материала. Отвезли его в монастырь. 7 месяцев монахиня отделяла одну нитку от другой специальной иглой и на ватмане отмечала расположение нитей. Потом год собирали ткацкий станок! И еще полтора года у монахинь ушло на изготовление!
«Телесемь» прошлась по отреставрированному театру. Гидом стали столичные газеты 1856 года. Именно тогда Большой театр впервые распахнул двери. Было особенно интересно, соответствуют ли старинные заметки современным фото.

Сцена

«Сцена имеет около 22 метров (около 10 310 саженей) ширины в том месте, где находится занавес, то есть на 4 метра (5,624 арш.) шире, чем в театре Ла-Скала, и на 5 метров (7,030 арш.) больше, чем в театре Сан-Карло.
Глубина сцены на 2 метра (2,812 арш.) больше, чем в театре Сан-Карло, и на 4 метра (5,624 арш.) меньше, чем в театре Ла-Скала. Сцена в то же время на 1,5 метра (2,109 арш.) шире, чем в театре Ла-Скала и на 4 метра (5,624 арш.) уже, чем в театре Сан-Карло…»
Газета «Московские ведомости», № 104, август 1856 года

Люстра и потолок

«Все это (имеется в виду зал. – Прим. «Телесемь») освещается огромною люстрой в три яруса, опускающейся с потолка: при ярком свете этой люстры золото и бархат производят эффект ослепительный. По потолку кругом нарисованы Музы, предводимые Аполлоном».
Газета «Московские ведомости», № 104, август 1856 года

Зал и ложи

«…Невозможно представить себе вкуса, изящества и великолепия, с которыми отделан театр. Надо видеть самому и видеть неоднократно, чтобы налюбоваться этим театром-чудом… Зала, и без того одна из обширнейших в Европе, еще увеличилась против прежнего. Выгнутые борты ложи по белому фону покрытые лепниною. При каждой ложе, увеличенной гораздо против прежней, ниша, или комната, отделенная от ложи драпировкой красного цвета, а в каждой ложе поставлены диванчик и зеркало».
«Музыкальный и театральный вестник», № 36, 9 сентября 1856 года

Партер

«Партер теперь весь занят креслами в шестнадцать рядов. На месте прежней так называемой галереи устроены прекрасные места под названием балкон первого яруса. …Перилы во всех ярусах обиты красным бархатом».
Газета «Московские ведомости», № 104, август 1856 года
«Телесемь» нашла любопытные истории из жизни Большого театра

Политический скандал

– В феврале 1950 года в СССР приехал лидер компартии Китая Мао Цзэдун, – рассказывает Михаил Сидоров, представитель компании, реставрировавшей Большой. – Отношения между странами были сложные. И для разрядки Мао решили пригласить на балет «Красный мак». Но вышло все наоборот. На спектакль он не пришел, потому что для китайца мак – символ проституции и наркоторговли! Нужно было разруливать политический скандал. В воскресенье главный балетмейстер Леонид Лавровский звонит Плисецкой: «Завтра отдых отменяется, ты танцуешь «Лебединое озеро» для Мао Цзэдуна, не подведи». Спектакль прошел на ура, и растроганный до глубины души Мао в конце представления присылает Плисецкой на сцену корзину белых гвоздик.

Лишние красивые ноги

– С Майей Плисецкой связана еще одна забавная история, – вспоминает Ирина Растанаева, мужской костюмер. – Ставили «Анну Каренину», на роль станционного смотрителя вводился Валерий Лагунов. У него потрясающая фигура, а по роли он должен был быть невзрачным. Майя Михайловна попросила нас: «Пожалуйста, сделайте все, чтобы скрыть его красивые ноги!» Казалось бы, как это сделать?! Но просьбу Плисецкой все же выполнили – сшили Лагунову широкие штаны и разрезали их на кусочки, чтобы получились лохмотья.

Кошки на сцене

– За кулисами всегда жило множество кошек, – вспоминает приглашенная солистка Большого Мария Максакова. – И вот во время оперы «Аида» одна из них выскочила на сцену. Поймать ее не удалось. Мало того, она начала «подпевать». Пришлось смириться.

Лифчик на сцене

– С костюмами был смешной случай, – вспоминает Владислав Пьявко, народный артист СССР, солист Большого театра с 1965 по 1989 год.– Шла опера «Золото Рейна». Фрейю пела Нина Ларионова, Фрику – Ирина Архипова. По ходу пьесы богиню Фрейю надо было очень быстро переодевать за кулисами. Ее переодели, она вышла на сцену. В спешке костюмеры не заметили, что снятый Ларионовой лифчик зацепился за подол. Ирина, увидев это, подошла к Нине, хотя мизансцена этого и не предполагала, и ногой отпихнула лифчик за кулисы.

Сложный человек

– Про Мариса Лиепу всегда говорили, что у него тяжелый характер. И вот меня попросили помочь на выездном спектакле с гримом. Главная роль у Лиепы, и меня начали накручивать: «К нему подход найти трудно!» Я, пока мы на концерт ехали, тряслась, – вспоминает Растанаева. – И вот Лиепа входит в гримерку. Открыл сумку, а там у него – чай, соки, всякие кремы, лосьоны… Позже узнала, он это всегда с собой возит. А обращался он ко мне: «Ирочка», «Будь добра», «Большое спасибо», «Молодец». Когда прощались, даже расцеловал. В общем, я недоумевала: «Вот тебе и «сложный человек»!»

А в паузе – анекдот

– В 70-е годы в театре шел спектакль «Дон Карлос», – продолжает Ирина Растанаева. – Состав потрясающий – Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Тамара Милашкина, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок. Лучшие голоса! В спектакле есть сцена, где Карлос (Атлантов) склоняется над убитым другом Родриго (Мазурок). Во время этой сцены петь не надо, она идет несколько минут, и весь зал замирает в напряжении. Я как-то спросила у солистов: «Что вы в этот момент делаете?» «Анекдоты травим!» – ответили они.
***
– А бывает, что и без анекдотов на сцене смеются, – говорит Максим Пастер, солист оперы. – Это было в 70-х годах. Зураб Соткилава решил разыграть Евгения Нестеренко. Шла опера «Иоланта». Нестеренко играл короля Рене, Соткилава – Водемона. Зураб Лаврентьевич должен был спеть: «Я – Водемон, рыцарь бургундский», а вместо этого спел: «рыцарь мегрельский» (по национальности Соткилава – мегрел). Нестеренко и ухом не повел. Но решил отыграться. В другой сцене уже он вместо «Вы с ней по-бургундски говорили?» спел: «Вы с ней по-мегрельски говорили?» Соткилава ответ оценил. В итоге еле допел партию, давясь от смеха.
***
– Разыгрывают друг друга не только на сцене, – продолжает костюмер. – Я как-то еще девчонкой опоздала на спектакль. Когда он закончился, собираюсь домой. Ищу пальто. А его нет. Смотрю, оно висит на люстре! Так меня наказали.

Производственная травма

– Однажды я работала на спектакле «Щелкунчик» – говорит Растанаева. – В решающей сцене Мышиный король и Принц после боя опускаются вниз. Из люка в этот момент идет пар. И вот в тот день, видимо, дали пар слишком горячий. Владимиру Васильеву, который играл Принца, сильно обожгло спину. Но на сцене он вида не подал, мужественно дотанцевал спектакль до конца. И только потом обратился к врачу.

Балерины на пенсии

– Балерин, вышедших на пенсию, в Большом театре не увольняют, а берут, например, на должность музыкального служителя или в канцелярию балета, в библиотеку, – говорит Ирина Тихонова, гример-пастижер. – Сейчас многое изменилось. Что-то в лучшую сторону, что-то в худшую. Раньше балерины не могли себе позволить ступить на сцену с каблука, только на полупальцах, теперь такое возможно. Нельзя было в верхней одежде появляться за кулисами во время спектакля. Горько, но и это табу исчезло.

7 наивных вопросов к руководству Большого театра.

Отвечает руководитель пресс-службы Катерина Новикова.
1 Правда ли, что билеты в партер на 28 октября, когда состоится открытие основной сцены Большого, стоили по 250–300 тысяч рублей?
– Концертом к открытию исторической сцены занималась Администрация Президента России. В кассы театра билеты не поступали. Даже у сотрудников театра попасть на этот концерт возможности практически нет. Откуда билеты попали в интернет-кассы – непонятно.
2 Как попасть в театр за 100 рублей? Именно о такой стоимости 396 билетов на каждый спектакль недавно заявил Анатолий Иксанов, гендиректор Большого театра.
– Да, именно в таком количестве и по такой стоимости на каждый спектакль выделяются социальные билеты для инвалидов, малоимущих, студентов и пенсионеров. Приобрести их по специальной цене можно только в дни предварительной продажи в кассах театра.
3 Почему стоимость духов Le Bolshoi (цветочно-фруктовый аромат), выпущенных к открытию, такая высокая – 18 500 рублей?
– Цена высокая, потому что духи эксклюзивные и тираж лимитирован – всего 400 экземпляров на весь мир.
4 Почему иногда перерывы между спектаклями на исторической сцене достигают недели?
– На основной сцене первое время спектакли будут идти редко, ведь она была закрыта 6 лет. Невозможно ее открыть и все спектакли мигом перенести туда. Ведь заново нужно строить декорации, репетировать.
5 С каких мест в зрительном зале хуже видно сцену?
– Видимость ограничена с боковых мест – это проблема старых ярусных театров. Во 2-м ряду крайней ложи 4-го яруса вид очень плохой, но это неудобство компенсирует акустика – под потолком она очень хорошая.
6 Когда технические новшества, которые появились после реконструкции, начнут применяться в спектаклях?
– Уже в первых представлениях – гала-концерте 28 октября и опере «Руслан и Людмила». Но не в каждом спектакле нужно применять все, что есть.
7 Правда ли, что для улучшения акустики подземного репетиционно-концертного зала Большого театра с 19 по 21 ноября и с 26 по 28 ноября перекроют участок Замоскворецкой линии метро от «Театральной» до «Тверской»?
– Это вопрос скорее к пресс-службе метрополитена.
– В ноябре действительно планируется перекрытие участка метро от «Театральной» до «Тверской», – ответили «Телесемь» в пресс-службе столичного метрополитена. – Но пока мы не видели официального распоряжения правительства Москвы на этот счет. Как только его получим, начнется подготовка к подземным работам.

Парад пристрастий

А вы что в театральном буфете берете?
Михаил Ширвиндт («Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом», «Первый канал»):
– Коньяк.
Регина Дубовицкая («Аншлаг», «Россия 1»):
– Кофе и пирожное.
Михаил Задорнов, сатирик:
– В антракте всегда хочу в буфет! Стараюсь выбежать из зала среди первых – не получается. В результате в буфете уже такие очереди, что стоять нет смысла!
Эдуард Радзюкевич («6 кадров», СТС):
– Чай с сахаром.
Таисия Повалий, певица:
– Бутерброд с красной рыбой.
Юлия Шилова, писательница:
– В прохладную погоду, чтобы немного согреться, можно взять и 50 грамм коньяка с лимончиком!
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Фото Сергея ДЖЕВАХАШВИЛИ, Сергея МИЛАНСКОГО, PhotoXPress, ИТАР–ТАСС, РИА «Новости»


Поделись с друзьями






Новости партнеров


Популярное

Похожие статьи

Похожие статьи не найдены

Читайте также



Добро пожаловать
на официальный сайт
Телесемь
Сейчас 256 гостей онлайн