Печать 
Как стать счастливой

Пластичная экономия

Ася ТИМИНА
 
Во многих магазинах предлагают оформить дисконтную карту. Так ли она нужна?

Предприятия в сфере торговли и услуг продолжают активно развивать систему поощрений для клиентов.

Какие бывают карты

Дающие скидки (дисконт) на покупку. Например, в магазинах «Л’Этуаль», «Седьмой континент», «Эконика». Скидка может быть как фиксированной (3–10%), так и накопительной (от 3 до 25%). Во втором случае процент будет расти постепенно. При каждой покупке вы будете ощущать преимущество перед теми, у кого карты нет, – платить меньше.
Позволяющие копить бонусы. Например, в магазинах «Перекресток», «Спортмастер», «Техносила». Эти бонусы в дальнейшем можно потратить на оплату товара. Обычно по таким картам на ваш личный счет зачисляется около 10% от стоимости чека. А оплатить бонусами можно до 90% стоимости товара в будущем. Плюс к этому – дополнительные привилегии и возможности (бесплатная доставка, резервирование товара, бесплатный ремонт обуви в течение определенного количества дней и др.). В большинстве подобных программ бонусы сгорают через год.
Позволяющие накапливать баллы. Например, карта «Малина» и Mnogo.ru . Если делаете покупки на предприятиях-участниках программы, то на карту автоматически начисляются баллы. Есть возможность получить «семейные» карты: одна станет основной, другие – дополнительными. Каждый член семьи будет пополнять баланс, совершая покупки. Подкопив достаточное количество баллов, вы сможете выбрать в каталоге программы вознаграждение. Это могут быть украшения, техника, торт, билет в кино и т. д. Действуют баллы либо бессрочно, либо в течение определенного срока (три года).
В некоторых торговых организациях (аптеках, продуктовых и книжных магазинах) в качестве дисконтной карты можно предъявить социальную карту москвича или транспортную карту студента. Скидка составляет 3–10%.

Как получить

Купить карту в магазине. Стоимость разная: от 50 до 3000 рублей. Срок действия – от года до ликвидации программы. Разумеется, сначала карта будет работать на самоокупаемость, а лишь потом помогать вам экономить на покупках.
Завести банковскую карту. Многие банки позволяют держателям своих карт автоматически получать скидки за товары и услуги на разных предприятиях города. Причем список компаний-партнеров порой довольно внушительный. Скидки – от 3 до 10%.
Приобрести за один раз товар на внушительную сумму (обычно около 1500–3000 рублей) и заполнить анкету, после чего вам бесплатно выдадут накопительную или дисконтную карту.
Участвовать в акции, получить в качестве подарка. Например, членство в клубах, которые выдают карты, позволяющие получать баллы, бесплатно – достаточно заполнить анкету на сайте программы или на предприятии-участнике. Многие магазины размещают условия и купоны для получения карт в газетах и журналах.

Плюсы

  • Удобно всегда иметь под рукой карту ближайшего к вашему дому магазина, в котором вы регулярно совершаете покупки. Вы наверняка сможете сэкономить приличную сумму.
  • Большинство карт – обезличенные, то есть вы можете дать их друзьям-знакомым, которые либо просто получат приятную скидку, либо увеличат вашу накопительную скидку своими покупками, либо добавят вам баллы на балансе.
  • Заполнив анкету при получении пластика, вы автоматически вступаете в клуб держателей карт. А значит, вас будут своевременно оповещать о новинках, распродажах, дополнительных услугах с помощью электронных и бумажных писем, SMS.

Минусы

  • О том, что вы имеете какую-либо карту, легко забыть, если вы нечасто ею пользуетесь. Обычно большинство карт лежит дома, ведь постоянно носить в бумажнике кипу пластика глупо. И вы с сожалением вспоминаете о карте, стоя у кассы магазина.
  • Часто по картам скидки распространяются не на все группы товаров, имеющихся в наличии в магазине. Некоторые производители косметики следят за тем, чтобы скидка на их продукцию не превышала 10%, и большей скидки вы не получите, даже если ваша карта предоставляет все 25%.
  • В период распродаж и специальных акций обычно карты не действуют, а проценты не суммируются с другими скидками.
  • Если не изучить условия программы, в которую вы вступаете, могут возникнуть проблемы: ваша накопленная скидка может сгореть, если регулярно не совершать покупки; бонусы и баллы могут обнулиться и др. Поэтому внимательно изучайте правила, чтобы эффективно пользоваться предоставленной возможностью.
  • Магазины могут по своему усмотрению вносить изменения в правила дисконтных программ. К сожалению, многие владельцы карт узнают об этом лишь на кассе.
  • Вольно или невольно вы начинаете делать больше покупок, чтобы скорее окупить карту. Так вы становитесь ее заложником. Возможно, без некоторых вещей, продуктов вы могли бы прекрасно обойтись и сэкономили бы гораздо больше, чем с дисконтной картой.

Простая арифметика

Допустим, вы приобретаете карту за 3000 рублей в продуктовом магазине. Она дает скидку в 10%, срок действия – год. Чтобы карта только окупилась, вам надо потратить за год в этом магазине 30 000 рублей. То есть в месяц в среднем надо покупать на 2500 рублей. Если меньше – вы в убытке. Стоит ли овчинка выделки? Решать вам.