Печать 
Как стать счастливой

Удачных покупок!

Алена СМИРНОВА
 
Что делать, если вам продали некачественную вещь? Как отстаивать свои права?

На вопросы читателей отвечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Хочу погасить досрочно потребительский кредит, но в договоре записано, что за досрочный возврат денег с меня возьмут штраф. Законно ли это?
Лариса, 36 лет, г. Курск

– Штраф – санкция за невыполнение обязательств. Вы вернули деньги банку. Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 16.1) устанавливает, что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с законом, являются ничтожными, а значит, недействительны. Вы вправе не выплачивать штраф за досрочное погашение. Уведомите банк о погашении кредита полностью. Если банк подаст на вас в суд, он его проиграет, потому что его требования незаконны.

Сестра купила холодильник в кредит. Процент по кредиту могут увеличить?
Анна, 38 лет, г. Москва

– Повышать проценты по потребительскому кредиту без согласия заемщика банк не вправе, в противном случае кредитор должен доказать в суде, что у него существенно изменились обстоятельства с момента выдачи кредита. Если же вы подписали договор, в котором есть пункт, дающий право банку повышать процент по кредиту, значит, вы тем самым дали свое согласие.

Может ли на вещевом рынке продаваться спортивная одежда известных брендов?
Иван, 32 года, г. Москва

– Вряд ли. Если бренд важен для вас, выбирайте специализированные магазины. А если покупаете на рынке, то обращайте внимание не на лейблы, а на соответствие качества цене. Также не лишне получить любой документ, подтверждающий сделку (товарный, кассовый чек).

Приобрела диван, он оказался заражен насекомыми. Я позвонила в магазин, мебель забрали, деньги вернули. Но продавец отказался сделать экспертизу. Я беспокоюсь за здоровье семьи, ведь насекомые могли расползтись по дому. Куда мне обращаться?
Ольга, 31 год, г. Москва

– Нужно сделать лабораторный анализ и заказать санобработку в СЭС за свой счет. Потом предъявите претензию продавцу с требованием компенсации потраченных средств. При отказе подавайте в суд. Напишите жалобу в Роспотребнадзор – он отвечает и за обеспечение защиты прав потребителей, и за контроль санитарных норм.

На что обратить внимание, покупая товар по Интернету?
Надежда, 30 лет, г. Зеленоград

– На сайте должен быть указан не только телефон, но и фактический адрес юридического лица, выступающего продавцом. Выбрав товар, проверьте, есть ли информация о его потребительских свойствах, цене, сроке службы и гарантии. Выясните условия доставки и оплаты. Посмотрите отзывы покупателей об этой фирме на других сайтах. Лучше покупать по Интернету товары известных марок, которые имеют в России свою сервисную службу. При доставке сверьте информацию о продавце в накладной или чеке с той, которая указана на сайте. Если не совпадает – не покупайте. По закону РФ «О защите прав потребителей» (статья 26.1) вы имеете право отказаться от товара, заказанного через Интернет, по телефону или каталогу в течение 7 дней после доставки без объяснения причин. При этом продавец может удержать с вас лишь стоимость доставки.

Купила торт. Не успела выйти из магазина, позвонил муж и сказал, что тоже купил торт. Я хотела вернуть покупку, но мне отказали. Правы ли продавцы?
Ольга СИТНИКОВА, 35 лет, г. Химки

– Продовольственные товары, лекарства, косметика, предметы личной гигиены, CD, компьютерные программы, все технически сложные товары, если они качественные, не подлежат обмену или возврату по причине «не понравилось» или «отпала необходимость». Отказ магазина правомерен.

Кому надо вручить претензию: хозяину, директору магазина или достаточно продавцу?
Татьяна СЕЛИВНОВА, 33 года, г. Барнаул

– Достаточно продавцу. Но письменное обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Один вы отдаете в магазин, а на другом продавец должен сделать отметку о получении, поставить дату и расписаться. Можно отправить претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Законодательно установленный срок удовлетворения требований по претензии о ремонте товара – 45 дней, о возврате денег – 10 дней, о замене товара – 7 дней.

Что делать, если возник спор между продавцом и покупателем о причинах возникновения дефекта купленной вещи?
Ирина ТАРАСОВА, 34 года, г. Подольск

– Если продавец не согласен с вашей претензией, в которой вы заявили требование о возврате денег, он в течение 10 дней должен вам об этом сообщить. Тогда потребуется экспертиза. Если к моменту предъявления претензии гарантийный срок еще не истек, экспертизу проводит продавец за свой счет. Если срок прошел или не установлен – тогда экспертизу оплачивает покупатель. Если заключение будет в вашу пользу, вы сможете получить с продавца компенсацию затрат на экспертизу. Если вам откажут, обращайтесь в суд.