Мы в социальных сетях


Голосование

Вы счастливы в браке?
 

Последние комментарии


«Тихий дон»

 
Телеканал «Россия» представляет новое кинематографическое прочтение эпохального произведения Михаила Шолохова.

2015 г. Режиссер: Сергей Урсуляк. В ролях: Евгений Ткачук, Полина Чернышова, Сергей Маковецкий, Людмила Зайцева, Дарья Урсуляк, Никита Ефремов, Анастасия Веденская, Артур Иванов, Надежда Лумпова, Александр Яценко, Александр Завьялов, Наталья Савченко, Константин Желдин, Александр Горбатов, Антон Кузнецов, Сергей Сотников, Тимофей Трибунцев


«Тихий Дон» Михаила Шолохова - одно из величайших произведений русской литературы. Бессмертная книга принесла автору всенародное признание и всемирную славу. В 1965 году «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Многосерийный телевизионный фильм «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка - уже четвертая экранизация романа.

«Тихий Дон» это глыба, по-настоящему великий роман ХХ века. Произведения такой силы надо экранизировать постоянно, раз в 10 лет, чтобы каждое следующее поколение могло вновь и вновь открывать его для себя. Я давно думал, что, если бы у меня была свобода выбора, я бы снял именно «Тихий Дон». Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть «Тихий Дон» для зрителя» - рассказывает режиссер картины Сергей Урсуляк.

«Тихий Дон» охватывает события Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. Действие начинается в 1912 году. Герои картины - соседи, станичники, казаки с хутора Татарский станицы Вешенской - живут на этой земле испокон веков, они связаны родством, дружбой, любовью, общим трудом и военной службой.

Но этот прочный и самодостаточный мир со своим неповторимым жизненным укладом, привычками и особой системой взглядов и ценностей рушится под натиском кровавой смуты и революции. Дон разделен ненавистью. Казавшиеся незыблемыми вековые основы донской жизни - земля, хутор, семья, воинский долг растворяются в горниле братоубийственной войны.

Семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, вовлечены в круговорот военных и политических событий. «Мне интересна семья - в узком смысле семья Мелеховых, в широком смысле - обитатели хутора Татарского. Мы сняли фильм не про правоту красного или белого движения, а про возможность счастья простых людей. И про то, как это счастье может быть легко и безвозвратно разрушено» - продолжает режиссер.

На фоне эпохальных событий начала ХХ века разворачивается история любви казака Григория Мелехова (Евгений Ткачук) и замужней красавицы Аксиньи Астаховой (Полина Чернышова). Исторический перелом, разрушивший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в личной жизни Григория.

Неразрешимый моральный выбор - «С кем быть? Кому и чему служить?» - красной нитью проходит через все события картины.

Всю жизнь Григорий сражался за свободу и правду, но не сумел понять, на чьей стороне эта правда и с кем ему по пути: с красными или с белыми.

Не может Мелехов сделать выбор между двумя женщинами: навязанной отцом Пантелеем (Сергей Маковецкий) законной женой Натальей (Дарья Урсуляк), и своей единственной любовью Аксиньей Астаховой, заставить забыть которую оказались не в силах ни долг, ни война, ни революция...

«Тихий Дон» Михаила Шолохова экранизировали не раз: в 1930-м был снят немой фильм, в 1957-м свой взгляд на роман представил Сергей Герасимов, а в 1992-м Сергей Бондарчук снял свою версию фильма, это была его последняя работа. Монтировал ее уже сын Федор.

Интересные факты:

  • Съемки проходили в родных местах Шолохова, в окрестностях станицы Вёшенской Ростовской области. Именно здесь когда-то происходили события, описанные в романе.
  • Декорации для съемок строили больше года. Если собрать вместе все здания, построенные художником-постановщиком на разных площадках, получится целая станица.
  • Горшки и стаканы, чугунные сковородки и латунные чайники, скатерти и занавески, гармошка и сундуки, пяльцы и напёрстки - все, без чего невозможно семейное житье-бытье, было собрано у коллекционеров, местных жителей, в музеях.
  • Пантелей Прокофьевич носил в левом ухе серебряную серьгу. И эта серьга - самая настоящая, казацкая, ее специально принес для Сергея Маковецкого местный житель, сам казак и внук казака.
  • Не только реквизит был точен до малейшей детали. Внешность и поведение всех актеров тоже соответствовали эпохе. Им пришлось учиться правильно разговаривать, плясать, ходить, смеяться, лепить вареники и резать арбузы, купаться в Дону и креститься. Для фильма они должны были превратиться в героев, которые жили здесь сто лет назад. Молодые актрисы учились прясть и доить коров, носить воду на коромысле. Мужчины учились рубиться шашками и стрелять из винтовок.
  • С особым вниманием военные консультанты следили за обмундированием и оружием, боями и сражениями, винтовками, шашками, тачанками, пулеметами. Герои за десять лет (время действия романа) успели повоевать и на Первой мировой, и на Гражданской.
  • К съемкам были допущены только лошади донской породы, эксперты не разрешили бы никаких подмен.
  • Все актеры брали уроки верховой езды, и все выучились отлично держаться в седле. Иначе стыдно было бы играть казаков.
  • Кони, на которых работал Евгений Ткачук, оказались просто талантливыми: всё понимали с полуслова и вели себя в кадре, как настоящие артисты.
  • Одной из самых опасных съемок был пожар, когда герой Александра Яценко, Михаил Кошевой, поджигает станицу. Пожар был настоящим, деревянные постройки горели мгновенно, возможности снимать дубли не было.
  • Для того, чтобы в кадре появилось огромное поле подсолнухов, в котором происходит встреча Аксиньи и Григория, съемочная группа арендовала большой участок земли и засеяла его раньше срока. Только так можно было добиться, чтобы подсолнухи достигли нужной фазы цветения как раз к моменту съемок. А потом съемочная группа ждала, когда эти подсолнухи ударит первым морозом, чтобы снять уже совсем другую сцену.

Сергей Урсуляк (режиссер):

«Война и любовь - важные составляющие фильма, но на самом деле фильм о том, как страшно разрушение уклада жизни, как это трагично, когда разрываются связи между родственниками, людьми внутри одной семьи, внутри одного хутора...

...Я люблю этот роман и уже неоднократно говорил, что, если и имеет смысл что-то экранизировать, то именно «Тихий Дон». Слава Богу, что канал «Россия» согласился с моим предложением, и мы смогли начать этот проект.

...Роман произвел на меня очень сильное впечатление. И еще тогда я думал, как хорошо было бы снять именно его. Сценарий начал писать Алексей Зернов, но не закончил - умер. Продолжил работу над сценарием петербургский сценарист Илья Тилькин.

...Советские фильмы были сняты давно, пора бы и освежить историю. Глупо, конечно, соревноваться с Герасимовым или с Бондарчуком. Мы не снимаем историю про правоту или неправоту советской власти, наши герои - люди, которые жили своим миром и могли быть счастливы. Мы встречаем их в 1912 году - все они друзья, любят друг друга, готовы к большой длинной жизни. Но проходит 10 лет, и их мечты приходят к краху только потому, что в дело вмешалась злая сила. Это про то, как легко от счастья перейти к несчастью. В центре романа - фигура Григория Мелехова, русского Гамлета. Человека, живущего страстно, искренне, ищущего правду и не находящего ее ни на той, ни на другой стороне.

...Я ведь не рассказываю о том, как пострадали казаки - я рассказываю о том, как пострадали мы все. И как страшно, что в любой момент мы можем так же снова пострадать. Атмосфера нынешней жизни говорит нам о том, что мы способны все повторить просто по щелчку пальцев.

...Наша работа дает возможность пристально вглядеться в человеческие лица и тем самым улучшить атмосферу вокруг хотя бы на те часы, что будет идти мой «Тихий Дон». Все, это самая важная сверхзадача.

...В сотый раз отстаивать правду белых или красных было категорически неинтересно: в Гражданской войне невозможно выбрать правую сторону. К тому же сегодня никого уже не удивишь баталиями с тысячами статистов - сострадают лишь тем героям, которым верят, которых любят. И «Тихий Дон» для меня прежде всего история семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых... Столкновение политических сил - это фон, главное - трагедия уничтожаемого народа, простого казака, вынужденного вновь и вновь проливать кровь. Зачем, во имя чего? Мелехов рожден растить хлеб и защищать Родину, а не сеять смерть.

...«Тихий Дон» - это глыба, по-настоящему великий роман ХХ века. Я давно думал, что, если бы у меня была свобода выбора, я бы снял именно «Тихий Дон».

...Произведений такой силы и мощи, как «Тихий Дон», таких романов, которые объясняют нам что-то в самих себе - их у нас очень мало. Поэтому эти книги должны экранизироваться регулярно, раз в 10 лет. За это время вырастает новое поколение, которому это нужно. Это и есть те самые скрепы, о которых мы говорим.

...Мне интересна семья - в узком смысле семья Мелеховых, в широком смысле - обитатели хутора Татарского. Мы сняли фильм не про правоту красного или белого движения, а про возможность счастья.

...Гражданская смута раскручивает маховик, перемалывающий правых и виноватых: кровь за кровь, смерть за смерть. Моментально забывается, кто и почему первым поднял руку на брата. Вернуться к исходной точке конфликта невозможно, но, ломая людей через колено, мир не восстановишь. Следует смотреть на вещи шире, осознавать конечность земного существования и не портить друг другу жизнь из-за идейных разногласий».

29 ноября -

1-я серия.
На рыбалке Пантелей Прокофьевич требует, чтобы Григорий оставил в покое Аксинью Астахову, жену мелеховского соседа Степана, но Григорий продолжает заигрывания с Аксиньей. У не знавшей любви Аксиньи, к её ужасу, зарождается ответное чувство.

2-я серия.

Пантелей Прокофьевич решает поскорее женить Григория на Наталье, сестре Митьки Коршунова. Степан Астахов, подравшись с братьями Мелеховыми, становится их заклятым врагом. Наталья Коршунова влюбляется в Григория. Он, в свою очередь, предлагает Аксинье покончить с их связью и женится на Наталье.

3-я серия.

Григорий признается Наталье, что не любит её. Наталья решает вернуться жить к родителям, а связь Григория с Аксиньей возобновляется. После ссоры с Пантелеем Прокофьевичем Григорий уходит из дома и забирает с собой Аксинью. Вместе они покидают хутор. Наталья, измученная унизительностью своего положения, предпринимает попытку самоубийства.


Поделись с друзьями






Новости партнеров


Популярное

Читайте также



Добро пожаловать
на официальный сайт
Телесемь
Сейчас 441 гостей онлайн