Мы в социальных сетях


Голосование

Вы счастливы в браке?
 

Последние комментарии


Джентльмены на миллион

 
Исполняется 40 лет со дня премьеры фильма «Джентльмены удачи». Писатель и автор сценария комедии Виктория Токарева специально для «Телесемь» написала эссе по этому поводу.
Год назад мне позвонил кинорежиссер из Киева и предложил:
– Напишите вторую серию «Джентльменов удачи».
– Ни в коем случае, – отказалась я.
– Почему?
– Потому что нельзя дважды войти в одну и ту же воду.
– Миллион…
– Чего? – растерялась я.
– Долларов, – уточнил режиссер.
Я помолчала, потом сказала:
– Я посоветуюсь с Данелия.
Я была убеждена, что писать продолжение – плохая идея. Можно сказать, провальная. Но цифра «миллион» меня завораживала. Прежде чем отказаться, надо хорошо подумать.
Я набрала номер Данелия, спросила:
– Ты можешь говорить?
– Я сейчас в Севилье, дорогу перехожу.
– На табачной фабрике был?
– Зачем?
– Там Кармен работала.
– Подумаешь… Кто такая Кармен? Проститутка, и все.
– Но ее воспел Проспер Мериме…
– Ладно. Ты чего звонишь?
– Предлагают написать вторую серию «Джентльменов». Обещают миллион.
– Врут, – сказал Данелия. – Ты проверь.
– А как проверить?
– Ладно. Я завтра прилечу, тебе позвоню…
* * *
«Джентльмены удачи-2» предлагал нам еще Савелий Крамаров, сорок лет назад. Он звонил и говорил:
– Виктория, напишите вторую серию. Я вам любое лекарство достану.
Я была молодая, и лекарство мне не требовалось, но мы с Данелия фантазировали на тему продолжения.
Успех фильма был ошеломительный. Мы придумали новую историю с этими же героями. История такова.
В Сибири умирает грузин. Сван. Родственники хотят захоронить его в родной земле. Надо привезти из Сибири останки. Нанимают троицу: Хмырь, Косой и Доцент. И те отправляются в далекую Сибирь. По дороге они, естественно, пропивают все деньги. Возвратиться без останков они не могут и крадут скелет в школе, где на каждом позвонке выбит номер, поскольку это – казенное имущество.
У Доцента есть мама, Фаина Раневская, интеллигентная еврейка, и так далее, и тому подобное.
Мы фантазировали, смеялись, но писать не стали. Решили, что это не надо делать. Успех трудно повторить, а провалиться не хочется.
* * *
Данелия вернулся из Испании. Мы стали прикидывать: можно ли согласиться на предложение киевского режиссера. Миллион долларов сверкал на горизонте и переливался, как северное сияние. И все-таки: НЕТ.
Если взять схему сюжета, то она завершена и полностью исчерпана. Сюжет прост: начальник детского сада пытается перевоспитать преступников добром, трудом и образованием. И это ему удается. Троица – Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич – меняется и сама сдает Доцента правоохранительным органам. Все. Здесь ни убавить ни прибавить. Этот сюжет бессмысленно растягивать или перекраивать.
Второе: сейчас другое время, другие тюрьмы и другие детские сады, другая страна и другие авторы. Авторы в тридцать лет и в семьдесят – это разные люди.
Актеры умерли все до одного, включая Василия Алибабаевича. Дело, конечно, не в артистах. Их можно набрать из современных.
Доцент – Ильин. Он прекрасно вписался в нишу Леонова. Или Машков. У Машкова вполне бандитское лицо.
Косой – Антон Шагин, главный герой фильма «Стиляги». Он трогательный и обаятельный. Хмыря тоже можно найти. Но главная составляющая фильма – не сюжет и не актеры. Главное – юмор и доброта.
Юмор – особое свойство ума. Остроумие. Юмор – это мировоззрение. Мои любимые писатели – не юмористы, нет. Юмористы – это хохмачи.
Я обожаю вкрапление юмора, когда он пронизывает ткань повествования. Например, Чехов, Александр Володин, Владимир Войнович, Фазиль Искандер, Сергей Довлатов.
Существуют классики – совершенно без юмора: Тургенев, Достоевский, Гончаров, Лев Толстой. Великие писатели. Так что юмор – не обязателен. Можно и без юмора. Однако есть произведения, которые держатся именно на юморе: «Двенадцать стульев», например, «Золотой теленок» и др.
«Джентльмены удачи» относятся к этой же категории. Фильм держится исключительно на юморе, и это невозможно повторить.
* * *
Недавно мне задали вопрос: какими были бы сегодня герои «Джентльменов» – через сорок лет? Вопрос поставил меня в тупик. Это все равно что спросить: а каким бы стал Буратино в наши дни?
Буратино – деревянный человечек, которого выдумал и выточил папа Карло.
Троица из «Джентльменов» выдумана Данелия и мной. Мы – папы Карло. Таких героев не было ни тогда, ни теперь. Это выдуманные персонажи, далекие от реальности.
Реальные бандиты – в фильме «Бригада». Они воруют, убивают, не дай бог с ними столкнуться в темном переулке. А наши уголовнички – это немножко клоунада, немножко сказка. Они – дураки, в хорошем смысле этого слова. Их жалко, их любишь.
Есть еще один, невидимый герой фильма – ДОБРОТА. Мы любим нашу троицу, мы им сочувствуем. Мы ни за что не позволили бы себе их убить или покалечить. Пусть живут себе как умеют.
Сейчас наше телевидение изобилует бандитами и следователями. От этих уголовников содрогаешься, а следователям не веришь.
Я с удовольствием смотрю старое кино, от которого веет нашей прошлой жизнью. В ней было много плохого и даже отвратительного, но была стабильность и отсутствовал цинизм, который захлестывает сегодняшнюю реальность. А когда смотришь «Джентльменов», невольно хочется сказать: как хорошо мы плохо жили.

А вам понравились какие-нибудь продолжения фильмов? Пишите – Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Фото EASTNEWS, РИА «Новости»


Поделись с друзьями






Новости партнеров


Популярное

Читайте также



Добро пожаловать
на официальный сайт
Телесемь
Сейчас 248 гостей онлайн